Изучение прелюдий Шопена ор.28 №№4,7 в классе фортепиано
Музыка эпохи романтизма – богатейший источник, воспитывающий музыкальный вкус учащегося, чувство формы, понимание особенностей исполнения музыкальной классики.
И именно творчество Ф.Шопена, конечно, в несколько ограниченных рамках может быть тем художественным материалом курса общего фортепиано, на котором воспитывается навык исполнения романтической музыки. В работу можно брать некоторые Ноктюрны, Прелюдии, Мазурки, Вальсы, т.е. произведения малой музыкальной формы.
Прелюдии №№ 4 и 7 ор.28 принадлежат к числу тех, которые в силу темпового и фактурного изложения могут рассматриваться в качестве одних из самых доступных для прохождения в классе общего фортепиано. В то же время они позволяют в процессе работы столкнуться с разнообразием трудностей, являющихся характерными особенностями шопеновского стиля. Ограниченность этими Прелюдиями накладывает определённую обязанность на преподавателя в плане раскрытия перед учеником цельности и богатства всего цикла шопеновских Прелюдий. Важно проиграть учащемуся некоторые Прелюдии, объяснив, с какими трудностями обычно приходится сталкиваться пианисту, посоветовать прослушать Прелюдии в звукозаписи, можно планировать прохождение Прелюдий учащимся одновременно с курсом истории зарубежной музыки о творчестве Ф.Шопена. Хорошо познакомить его с различными редакциями Прелюдий, сравнить различные звукозаписи, разобрать с учащимся различные интерпретации шопеновской музыки, решение образных задач.
Прелюдия № 4 ор.28 e-moll очень популярна, она находится, что называется, «на слуху у ученика», что является определённым подспорьем в работе над этой музыкой.
В целом задача педагога сводится к тому, чтобы «вынуть» и подсознания учащегося музыкальный образ, который обретёт жизнь, если решить следующие задачи: создать регистрово-тембровое соотношение между партиями левой и правой руки; хорошо слышать длину и законченность каждой фразы; следить за мелодической линией; точно выполнять артикуляцию.
К обычным погрешностям можно отнести следующие:
1) зажатость левой руки;
2) короткое, отрывистое, одинаковое по качеству прикосновения взятие аккордов в левой руке;
3) плоский звук в правой руке;
4) грязная педаль;
5) не «пропетое» группетто в 16-м такте;
6) невнимание к паузе с ферматой в 23-м такте;
7) трудности в исполнении более сложной ритмической фигуры в 18-м такте;
8) резкость звука при исполнении заключительных аккордов.
Необходимо следить, чтобы внимание ученика в начальной стадии работы над левой рукой было направлено на полное её освобождение. Найти такое прикосновение, когда первый аккорд берётся длиннее, более вязко, рука должна быть погружена в клавиатуру, пальцы как бы «приклеены» к клавишам, слышать «освещение» мелодии правой руки, piano которой должно быть ярче указанного в обозначении. Работа над для фразировкой и артикуляцией для ощущения «живого красочного пространства» должна проходить с применением педали, хотя А.Корто советует работать над левой рукой и без педали для ощущения непрерывности аккордов. Заключение – кульминационный момент Прелюдии. 17-й такт – высшая драматическая точка. Корто пишет: «…Это как будто пробуждение живой раны, страдание, усиливающееся до почти отчаянной экзальтации, которую Шопен обозначает лишь указаниями «стретто» и «форте»…»
Именно здесь мы имеем возможность научить профессиональному исполнению «форте» - т.е. полному освобождения рук вместе с плечом.
В 21-22 тактах можно «вынуть» из аккордов левой руки ход верхнего голоса, насытив этот момент Прелюдии полифоничностью, но так тонко, чтобы она не обернулась надуманностью. Часто учащиеся оставляют педаль на паузе в 23-м такте. Это снижает драматический элемент Прелюдии. Заключительные 3 аккорда нужно брать ближе к клавишам, заранее подготовив движение всей руки. Только это поможет добиться «рр». Корто даёт следующий словесный образ: «…вслед за коротким и зловещим молчанием, три медленных, глухих аккорда, кажется, отмечают вечность у порога открытой могилы…»
Прелюдия №7 ор.28 A-dur имеет явно выраженный танцевальный характер, хотя и пробуждает «в затаённом уголке собственной памяти… воспоминание о трогательном мгновении чистого счастья…»
В правой руке необходимо добиться более яркого, «светящегося» звучания в верхнем голосе. Трудность составляет затем соотношение этого верхнего голоса с глубоким, поддерживающим всю звуковую массу, басом. С одной стороны, он должен быть взят глубоко и достаточно полновесно, с другой – им нельзя «перекрыть» звучание верхнего голоса правой руки. Трудности эти в работе преодолимы.
В левой руке первая доля «зачерпывается» из глубины, а вторая и третья – легко касаемы в звучании басовой ноты. Фразировочная лига, постоянно охватывающая два такта, плюс затактовую четверть к ним, указывает вершину фразы – сильную долю в каждом первом такте из двух под лигой. Это нарушается только в кульминационном 12-м такте, что Шопен подчёркивает вилочкой. А.Корто обращает внимание на то, что «остановки на половинных нотах через каждые два такта могут быть чуточку задержаны, - это не приведёт к ритмической шероховатости»
Очень полезно для учащегося провести сравнительный анализ звукозаписи и редакций этой Прелюдии, так как это развивает «историческое» слышание, а также интеллектуализирует процесс общения с творческим наследием классиков.
Как сказал В.Софроницкий:
«Подобно «Хорошо темперированному клавиру» И.С.Баха, этюды, прелюдии, баллады, сонаты Шопена – настольная книга каждого пианиста. Это к тому же и высшая школа мастерства. Пусть каждый по-своему вслушивается в эту музыку, воссоздаёт её с посильным совершенством, открывая в ней всё новые и новые грани.»
Использованная литература:
Альфред Корто «О фортепианном искусстве»
Владимир Софроницкий «О Шопене»
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить телеграм