Р.Шуман. «Альбом для юношества»: «Зима».

 

«Альбом для юношества» Шумана занимает в жизни каждого юного музыканта особое место. Прежде всего, это объясняется яркостью и разнообразием образов, созданных композитором, а также тем, что этому сборнику Шуман предпосылает свои «Жизненные правила для музыкантов», состоящие из кратких, но очень ценных и полезных для учеников любого возраста комментариев. Первую часть сборника составляют несложные пьесы, которые включают в себя все насущные задачи маленького пианиста – от первого знакомства с педалью до выработки правильных штрихов. А ещё они, как правило, очень нравятся детям. К тому же фактура у Шумана даже в самых простых пьесах изобилует элементами полифонии, что очень хорошо развивает детский слух. Но в своей работе я хочу обратиться ко второй тетради, где собраны пьесы посложнее, рассчитанные на более высокий уровень подготовки ученика, а именно – к пьесе «Зима» (в некоторых изданиях – «Зимой»), поставленной композитором под номером 2. Должна признаться, что это одна из самых любимых моих пьес во всём «Альбоме».

   Прежде всего, думаю, следует отметить, что это развёрнутая концертная пьеса, написанная в лучших традициях шумановского неповторимого стиля. Она имеет рондообразную форму, где рефрен каждый раз звучит по-новому, повинуясь богатой фантазии композитора. Так же имеются два контрастных эпизода и маленькая кода, по духу близкая второму эпизоду. Работу над такой непростой пьесой можно поручить только увлечённому ребёнку, тонко ощущающему музыку, так как некоторые моменты объяснить на словах довольно сложно, если ученик сам не почувствует, как меняется характер музыки на протяжении всей пьесы.

   Итак, начальный эпизод. Первое и самое развёрнутое проведение рефрена. Музыкальная ткань этого фрагмента очень прозрачна, хотя Шуман сочетает изложение темы в унисон в обеих руках с двухголосным сопровождением в правой руке на вершинах фраз. Тема имеет плавный стелющийся характер, по природе своей тема не песенная. И я глубоко убеждена в том, что исполнять этот фрагмент следует без педали, приучая ребёнка к идеальному пальцевому legato, ибо педаль – это не средство связи звуков, а краска, высвобождающая из струн обертоны. Педаль можно взять только как вынужденную меру в конце второго и третьего предложений, если ученик не сможет дотягивать пальцами октавы. К тому же дополнительная, на мой взгляд, сложность заключается ещё и в том, чтобы объяснить (и показать) ребёнку, что две одинаково написанные фразы не должны и не могут звучать одинаково, так как музыка не стоит на месте, а всё время течёт и развивается.

  Далее следует контрастный эпизод. Лёгкая, полётная, взволнованная тема «кружит» над «вздохами» в нижнем голосе.  Эпизод имеет гомофонно-гармоническое изложение с вкраплениями подголосков в левой руке. Здесь от ученика потребуется хорошее владение запаздывающей педалью, так как дополнительную сложность создаёт ещё и то, что лиги в левой руке не совпадают с границами тактов, что для Шумана очень типично. Таким образом, происходит небольшое смещение акцента. Этот эпизод, по моему мнению, следует сначала основательно проучить отдельными руками. Левую – вместе с педалью. Педаль, думаю, не помешает подробно выписать в каждом такте, так как безоговорочное следование написанному, кроме того, что дисциплинирует ученика, ещё и помогает ему привыкнуть к правильному использованию педали. Научить ребёнка слышать педальную «грязь» и отличать её от необходимой обертоновой «дымки» - одна из очень важных задач педагога. Во втором разделе эпизода появляется контрастное противопоставление основной теме, изложенное в унисон на staccato. Здесь очень сложно вовремя перестроиться и заиграть новую тему другим штрихом и в контрастном характере. На начальных этапах работы, полагаю, можно делать между темами небольшие цезуры, чтобы ребёнок успевал почувствовать смену настроения пьесы. Позже эти искусственные цезуры нужно будет просто сократить до минимума и затем вовсе ликвидировать.

   Далее неожиданным контрастом после эпизода возвращается тема рефрена на pp, хотя здесь она сокращена до размеров одного предложения.

   И после, без  чёткой цезуры она плавно втекает во второй эпизод, напоминающий тихий светлый хорал. Здесь нужно как следует поучить правую руку, чтобы аккорды «хорала» звучали безупречно стройно и не «квакали», что часто допускают недобросовестные ученики. В конце хорала неожиданно возникает тема, знакомая каждому пианисту и имеющая для Шумана особое значение. Тема марша Давидсбюндлеров. Здесь она звучит на pp, как далёкое эхо, принесённое зимним ветром. Я считаю, что следует непременно рассказать ребёнку о шумановском «Братстве Давидсбюндлеров»  и о том, как важна эта тема. Это поможет сохранить её характер, несмотря на тихое звучание. Главное – чтобы она не прозвучала вяло или же вообще не прошла мимо ушей, так как изложена в среднем и нижнем голосах. Это очень важно!

    После эпизода вновь возвращается тема рефрена, но, на сей раз, композитор наконец-то наделил её контрапунктом. Очень важно здесь не терять ухом выдержанный бас. Хоть он и остаётся на педали, ученику следует непременно слушать, как затухают звуки, и следить за тем, чтобы остальная фактура не задавила их. Это касается в первую очередь хорала в коде. Здесь можно, следуя авторским ремаркам, познакомить ученика с левой педалью. Впрочем, нужно непременно оговориться, что левая педаль, опять-таки не является средством, чтобы играть «p», а только призвана придавать звучанию особую матовую окраску.

   Если привить ученику любовь к музыке Шумана, если рассказать ему о композиторе и поиграть что-нибудь из самых лучших его творений, то все трудности в работе над этой пьесой  не будут ему в муку, а станут очень интересными и полезными, подготавливая прочную основу для его дальнейшего знакомства с романтической музыкой.

 

Обновление в фотогалерее!!!

Новые фотографии в разделе Наши будни и праздники!!!

Обновление в разделе Методическая работа!!!

Добавлены новые фортепианные переложения в раздел Методическая работа!!!

Обновление в разделе "Наши будни"!!!

Добавлены новые видеозаписи в архив!!!

Обновление в резделе "Преподавателям"!!!

В раздел "Преподавателям" добавлены ноты!

Новое переложение для фортепиано!

В разделе Методическая работа пополнение!!!

Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru