Личность ученика и обучение

   Музыка – язык души. Учить трудиться душу нужно с самого раннего детства, иначе, как показывает жизнь, будет поздно. Вот почему так важно для всех детей приобщение к музыке, вне зависимости от материальных расходов и от того, станут ли они профессиональными музыкантами или нет. Это окупится сторицей. Многолетний опыт показал, что все ученики, коснувшись музыки по-настоящему, выросли хорошими, честными, полноценными людьми.

   Учить музыке надо всех, - мнение, укоренившееся потому, что не существует абсолютно неспособных детей. Среди тех, кого приводят к педагогам ДМШ, с целью начать обучение музыке, редко встречаются дети, самостоятельно потянувшиеся к музыке. Чаще их приводят родители, жаждущие дать своим детям музыкальное образование. С самого начала педагогу важно понять все индивидуальные особенности ребёнка, указывающие, на какой путь его следует направить. Бывает, что уже на 2-м – 3-м году обучения педагог видит, что перспектива музыканта-профессионала для данного ученика весьма сомнительна. Но это вовсе не значит, что ему следует прекратить занятия. Однако, отличие  профессионального музыканта от просто грамотного, любящего музыку человека, диктует разные принципы и средства обучения. Даже для обучения тех, кого педагог счёл способными стать профессиональными музыкантами, существует масса способов и направлений в обучении, которых педагог  должен придерживаться сознательно. Но никого – ни ярко одарённого, ни того, кто с трудом осваивает азы, - педагог не должен оттолкнуть. «Будьте терпеливыми, бойтесь отпугнуть ребёнка, - писала Артоболевская. – не секрет, что для многих, слишком многих людей музыка остаётся за глухой стеной полнейшего к ней равнодушия…» Только ли музыка? Сколько бед от нашего неумения  увлечь, но умения – оттолкнуть ребёнка, неумения пробудить, но умения – погасить, закрыть раз и навсегда.

   Итак, педагог музыкальной школы обязан УВЛЕЧЬ ребёнка, независимо от его способностей, потому что главная его миссия – воспитать ЧЕЛОВЕКА.

   Как увлечь ученика? Ребёнок ближе поэту, чем логику, благодаря огромной роли, которую играют для него чувственные впечатления. Существует целая наука о психофизической структуре детских образов – эйдетика. Вот почему преподавание должно быть интересным и образным – в первую очередь, и логичным – только во вторую.

   Педагог должен помнить, что маленький ребёнок, не знакомый с музыкальной литературой, тем не менее уже обладает своим характером, своим темпераментом, а значит, своими будущими приверженностями к той или иной музыке. Выявив склонности ученика, педагог должен стараться идти за учеником, за его интересом – через развитие его способностей, через образное мышление, которое будет его воспитывать и формировать. Главное – не отбить охоту к учению. И как ни к кому больше педагогу-музыканту применимы слова Артоболевской о непреложном методе работы с учениками: «самый великий труд – доброта, и самый тяжкий, который нам только ниспослан… Быть всегда добрым – труд гигантский, самый большой из известного человечеству». Дети должны постоянно чувствовать доброжелательность и любовь к ним, искреннее стремление педагога передать свои знания, умение, ощущать поддержку и помощь. Ученик должен идти на урок с удовольствием, даже если не всегда есть возможность порадовать педагога своими успехами. Ребёнок должен чувствовать заинтересованность учителя в его успехах и в общении с ним.

   Приобщая ребёнка к музыке, надо вести урок на «высшем уровне». Во время урока перед учащимся раскрывается такое необозримое поле деятельности, что невозможно отвлечься хоть на секунду. Темп урока должен быть исключительно высок. Такие приёмы работы на уроке, как чтение с листа, игра ансамблей, упражнений, повышают интерес и способствуют развитию музыкальной культуры.

   Учить детально каждое произведение нецелесообразно. Надо выбрать 2-3 из программы учебного репертуара, рекомендуемого для школ, и довести их до максимально возможной на данном этапе законченности. Эта трудоёмкая работа даёт ученику представление об огромном труде, который нужен, чтобы суметь исполнить понравившееся ему произведение.

   Почему считается, что отрабатывать «до блеска» всё, что играет ребёнок в процессе обучения излишне? Потому, что через некоторое время исполнение каждой сыгранной им пьесы улучшится само собой. Если постоянно двигать ученика вперёд, через какое-то время подтягивается, выравнивается и выстраивается даже то, на чём педагог не останавливался специально. Проходя большое количество произведений, педагог должен ставить перед ребёнком всего одну задачу, оставляя до времени в тени остальные проблемы. В каждом отдельном случае не стоит пытаться добиться всего сразу. Нельзя «выложить» ученику сразу все требования. Тогда он погрязнет в свалившихся на него проблемах и перестанет верить в свои силы. Но если похвалить его за выполнение одной, пусть маленькой, задачи – это будет первым шагом в его поступательном развитии. Всех целей невозможно достичь на одном произведении: когда будет пройдено множество произведений и решено необходимое количество поставленных задач, произведения, пройденные ранее, сами обогатятся музыкальным содержанием. На пройденном репертуаре воспитывается инициатива, воля ученика. Она должна возрастать вместе с количественным ростом репертуара. Это приносит ребёнку колоссальную радость, ведь накопление репертуара является одной из главных задач ученика ДМШ. Педагогам не помешало бы составлять и придерживаться графика повторения пройденного репертуара, составленного на каждый урок и рассчитанного на 5-10 минут от его общего времени. Обширный репертуар отлично воспитывает и музыкальную память ученика. Она должна охватывать хотя бы репертуар предыдущего года  обучения или хотя бы экзаменационные программы нескольких последних лет. В этом вопросе как нигде должно быть ярко выражено единение ученика и педагога, их взаимопонимание. Воля к памяти плюс анализ произведения, плюс образность музыкального мышления, плюс периодическое возвращение к пройденному материалу – вот путь к достижению наилучших результатов.

   Не поздно начать развивать память в любом возрасте, но самых лучших результатов можно достичь только, занимаясь этим с раннего детства. Необходимо заниматься хотя бы по полчаса, но обязательно каждый день. Авралом здесь ничего сделать невозможно. Рост приходит всегда незаметно: к примеру, можно посоветовать ученику выучивать наизусть ежедневно по 2 строчки нотного текста, и каждый день делать для этого волевое усилие. Неукоснительно следуя этому совету, можно легко убедиться в его безусловной пользе. 

   Немаловажную роль в обучении ребёнка играет тесный контакт с его родителями. Трудно рассчитывать на успех в обучении, если нарушено одно из звеньев цепи: УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – РОДИТЕЛИ. Родители должны сознавать ответственность за всю домашнюю работу ребёнка, контролировать и направлять домашнюю подготовку к урокам, помогать ребёнку выполнять требования учителя и, конечно, проявлять большую заинтересованность в формирования юного музыканта.

   Итак, настоящим педагогом может называться лишь тот,  кто идёт рядом с учеником, устраняя с его пути препятствия и облегчая ему путь к успеху.

 


 

Использованная литература:

 

 Л.Баренбойм «Путь к музицированию»

 

А.Щапов «Фортепианная педагогика»

 

 М.Фейгин  «Индивидуальность ученика и искусство педагога»

Обновление в фотогалерее!!!

Новые фотографии в разделе Наши будни и праздники!!!

Обновление в разделе Методическая работа!!!

Добавлены новые фортепианные переложения в раздел Методическая работа!!!

Обновление в разделе "Наши будни"!!!

Добавлены новые видеозаписи в архив!!!

Обновление в резделе "Преподавателям"!!!

В раздел "Преподавателям" добавлены ноты!

Новое переложение для фортепиано!

В разделе Методическая работа пополнение!!!

Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru